Беларусь станет морской державой

Деревеньку в Брагинском районе планируют превратить в международный порт. Из Нижних Жаров, где живет 60 человек, белорусские суда будут доставлять груз к Черному морю.

Со всех водных артерий Беларуси грузы смогут доставлять к Черному морю.
Фото: скриншот видео БелМП

На границе Беларуси и Украины, где Припять впадает в Днепр, планируют открыть уникальный для страны порт, который станет принимать суда «река-море». Они будут доставлять грузы по Днепру в Одессу — к Черному морю. По новому транспортному коридору Беларусь сможет отправлять грузы не только в государства Черноморского бассейна.

Разговоры о порте в Нижних Жарах ведутся уже не первый год. К этому белорусско-украинскому проекту подключилась Турция. Там надеются, что порт в перспективе может стать крупным транзитным узлом, соединяющим восточную и западную части нового Шелкового пути из Китая в Европу. Проектом заинтересовались пока три турецкие компании, делегация экспертов была в Нижних Жарах в августе, а следующий визит в деревню ожидается буквально на этой неделе — уже с участием технических работников.

Берег позволяет построить порт и подъездные пути.
Фото: скриншот видео БелМП

Нижние Жары идеально подходят для создания крупного порта «река-море», потому что лежат возле глубоководного участка Днепра, а берег хорошо подходит для строительства объекта. До того как Днепр уходит в Украину, на территории Беларуси в него впадают четыре крупные реки: Сож, Друть, Березина и Припять. То есть доставлять грузы по воде в новый порт можно будет со всех концов страны. Конечно, построят и другие подъездные пути.

Кроме этого, Нижние Жары в перспективе могут стать центральной точкой на водной транспортной линии Е-40, которая свяжет порты на балтийском берегу Польши и черноморском побережье Украины (от Гданьска до Одессы по рекам Висла, Буг, Мухавец, Припять, Днепр).

Чтобы запустить проект, потребуется 50 млн. долларов, из них 42 млн. — на два судна «Днепро-Макс» и три буксировочные баржи. Этот флот пароходство планирует задействовать в перевозках грузов на украинском отрезке реки Днепр. Предполагается, что путь от Нижних Жаров до Одессы суда будут преодолевать за пять дней.

Порт сможет работать с марта по ноябрь — когда на Днепре нет льда.
Фото: скриншот видео БелМП

Сейчас около 90% продукции вывозится из Беларуси через порт Клайпеды в Литве, еще 5% — через Ригу в Латвии, а остальные 5% приходятся на Одессу. В Белорусском морском пароходстве считают, что из Беларуси вниз по Днепру есть запрос на перевозку нефтепродуктов Мозырского НПЗ, леса, стройматериалов, продукции черной металлургии. Кроме того, страна является крупным экспортером удобрений, которые в основном идут через Клайпедский порт. Из Украины же вверх по Днепру может поставляться сырье для химического производства, шлака для производства цемента, гранулированный шрот, подсолнечное масло и зерновые.

Путь по Днепру в Одессу снизит транспортные расходы компаний на 23%, это будет способствовать повышению ценовой конкурентоспобности белорусского экспорта, — рассчитывают в морском пароходстве.

В перспективе порт может стать центром междунарожного водного пути.
Фото: скриншот видео БелМП

В НИЖНИХ ЖАРАХ НЕТ РАДИАЦИИ, И ТАМ ЖИВУТ ДВА ПРОФЕССОРА

— Это будет большой толчок в развитии региона: рабочие места, развитие инфраструктуры, жилфонда, пополнение в бюджет, — комментирует «Комсомолке» зампред Брагинского райисполкома Петр Романюк. — Сегодня уже шаги предприняты: выделены участки под строительство порта и инфраструктуры. Сейчас эти участки практически свободны, там растут кусты, есть незначительный участок леса и немного огородов.

Как известно, почти весь Брагинский район — зона радиационного загрязнения, но именно в Нижних Жарах фон не превышает норму.

— В момент катастрофы роза ветров шла на север, и этот, восточный участок остался невредимым. Там даже грибы чистые. В деревне живут два доктора наук, профессора из Украины. Вообще, деревня маленькая, численность — около 60 человек. Но многие покупают участки, дома под дачи — даже из Минска ребята приезжают на рыбалку.

Пока никакие работы в Нижних Жарах не ведутся, но для заключения инвестиционного договора все готово, говорят в райисполкоме. Однако первое, что должны сделать в рамках проекта, — углубить фарватер реки на участке между портом и Киевским водохранилищем на территории Украины. Этого сейчас и ждут стороны.

А на бумаге порт уже появился. Еще в апреле Гомельский облисполком зарегистрировал ОАО «Белпорт Нижние Жары» с юридическим адресом в самой деревне. Предприятие создало ЗАО «Белтопэнерго» — коммерческая организация, которая также занимается вопросом создания порта в Нижних Жарах.

Каким будет порт в Нижних Жарах и зачем он нужен
ВИДЕО: facebook.com/Dmitry Shvets

https://www.kp.by/daily/26906.5/3951915/