Пять шагов к оценке рисков по стандарту GLOBALG.A.P.

Оценка рисков - важный критерий обеспечения защиты продукции, персонала и, в целом, предприятия, а также соблюдения требований стандарта GLOBALG.A.P. и нормативно-правовой базы. Оценка рисков помогает сосредоточиться на тех из них, которые потенциально способны нанести реальный ущерб. В большинстве случаев простые, эффективные и малозатратные меры могут помочь легко контролировать риски (например, обеспечение своевременного устранения протечек жидкостей для недопущения загрязнения продукции). В целом, стандарт не предписывает устранение абсолютно всех рисков, но необходимо обеспечить защиту продукции и персонала в такой мере, насколько это «логически обосновано и практически достижимо».

Оценка рисков - это тщательное изучение потенциальных, в рамках деятельности предприятия, источников вреда продукции, окружающей среде и/или персоналу, на основании которого возможно определить, являются ли принятые меры предосторожности достаточными либо следует предпринять что-то еще.

При этом, не следует чрезмерно усложнять процесс. На многих предприятиях риски хорошо известны, а необходимые профилактические меры реализовать несложно. Необходимо убедиться в достаточности мер предосторожности для недопущения загрязнения и/или травмы, в связи с чем надо запомнить следующее:

• угроза (опасность) - все факторы, способные причинить вред: например, химикаты, электричество, работа на лестнице и т.д.;

• риск - это вероятность (низкая либо высокая) того, что кто-либо может пострадать от этих и других угроз, а также оценка масштаба такого потенциального вреда/ущерба.

Руководство по стандарту GLOBALG.A.P. предлагает пять шагов по оценке рисков.

Шаг 1: Определить угрозы

В первую очередь необходимо определить каким образом может быть нанесен вред продукции, окружающей среде и персоналу, в связи с чем рекомендуется следующее:

  • тщательно изучить рабочее место (помещение, поле) и посмотреть, что потенциально способно нанести ущерб (например, условия, оборудование, продукция, технологии и т.д.);

  • запросить мнение работников (если это применимо) или их представителей по возможным факторам ущерба или угрозы;

  • изучить инструкции производителей оборудования или паспорта безопасности химикатов, которые могут оказаться полезными при выявлении угроз и их реального масштаба;

  • проанализировать данные о прошлых инцидентах и несчастных случаях и не забывать о долгосрочных факторах риска для здоровья (например, высокий уровень шума или работа с вредными веществами) и угрозах безопасности для продуктов питания.

Шаг 2: установить, кто и что может пострадать и каким образом

Необходимо четко обозначить на предприятии - кто или что может пострадать от каждой угрозы, что поможет выработать наилучшую стратегию управления рисками. При этом, надо учесть, что некоторые виды деятельности предъявляют конкретные требования (например, сбор урожая), тогда как некоторые виды угроз нужно будет проанализировать дополнительно, особенно в ситуациях, когда определенные лица (например, уборщики, посетители, подрядчики, обслуживающий персонал и т.д.) могут не находиться на рабочем месте постоянно.

Шаг 3: Оценить риски и принять решение в отношении мер предосторожности

После определения источников угроз следует продумать дальнейшие шаги в их отношении. Стандарт GLOBALG.A.P. требует действовать по принципу «логического обоснования и практической достижимости», чтобы обезопасить персонал. Можно самостоятельно решить, каким образом это сделать, но наиболее простой способ заключается в сопоставлении предпринимаемых шагов с накопленным положительным опытом и передовыми практиками.

Так, сначала требуется проанализировать принимаемые меры и подумать на тем, какие внедрены средства контроля и как организованы рабочие процессы. Далее сравнить результат с передовым опытом и определить, требуются ли какие-либо дополнительные действия с точки зрения соответствия наилучшим практикам. В процессе анализа необходимо учитывать следующее:

  • Можно ли полностью устранить фактор опасности?

  • Если нет, как можно организовать управление рисками с целью снижения вероятности вреда/ущерба?

При управлении рисками рекомендуется применить (по возможности) описанные ниже принципы в приведенном порядке:

  • попробовать менее рискованный вариант (например, переход на менее опасные химические вещества);

  • запретить доступ к источнику угрозы (например, при помощи охраны);

  • организовать работу/обязанности таким образом, чтобы минимизировать воздействие угрозы;

  • выдать средства индивидуальной защиты (например, одежду, обувь, очки и т.д.);

  • обеспечить санитарно-бытовые условия (например, для оказания первой помощи и для устранения загрязнений).

Охрана здоровья и обеспечение безопасности не требуют больших затрат. Например, размещение зеркала на опасном повороте с плохим обзором для предотвращения дорожно-транспортных происшествий является недорогой мерой предосторожности. Непринятие простых мер предосторожности может обойтись гораздо дороже в случае инцидента/несчастного случая.

Рекомендуется привлекать персонал предприятия (если это возможно), что поможет реализовать на практике предлагаемые меры надлежащим образом, не создавая новых угроз.

Шаг 4: Задокументировать план/выводы деятельности по оценке рисков

Применение результатов оценки риска на практике принесет пользу, обеспечивая безопасность пищевых продуктов, здоровье и безопасность персонала и успех предприятия.

Документирование результатов оценки рисков и распространение их среди сотрудников будет способствовать их полной практической реализации. Оценка рисков может не быть идеальной, но она должна быть приемлемой и достаточной. Производителю необходимо будет подтвердить, что:

  • проверка была произведена должным образом;

  • изучены вопросы типа «кто или что может подвергаться рискам»;

  • приняты меры по предотвращению всех существенных угроз;

  • меры предосторожности являются оправданными, степень остаточного риска - низкая;

  • сотрудники или их представители привлечены (по возможности) к данному процессу;

Хороший план действий часто включает в себя сочетание различных мер, таких как:

  • временное решение проблемы до момента принятия более надежных мер контроля;

  • долгосрочные меры против рисков с наибольшей вероятностью несчастных случаев или нанесения вреда здоровью;

  • долгосрочные меры против рисков, которые имеют самые серьезные потенциальные последствия;

  • организация инструктажа персонала по основным остаточным рискам и мерам противодействия им;

  • проводятся регулярные проверки с целью гарантировать применение мер по контролю;

  • четко определены обязанности - кто именно и каким видом мероприятий и в какие сроки будет руководить.

Шаг 5: Пересмотреть выполненную оценку рисков и актуализировать

На большинстве предприятий происходят какие-либо изменения, в частности, внедрение нового оборудования, вещества и/или методики, которые могут привести к возникновению новых угроз. Следовательно, целесообразно анализировать повседневную деятельность предприятия и каждый год проводить официальный анализ действий и их соответствия признанным передовым практикам, чтобы гарантировать совершенствование системы безопасности.

В этой связи на плановой основе необходимо повторное изучение и оценка рисков:

  • произошли ли какие-либо изменения?

  • можно ли сделать что-либо еще лучше?

  • сообщили ли работники о каких-либо проблемах?

  • извлечен ли урок из инцидентов или ситуаций, чуть не ставших аварийными?

  • убедиться, что оценка рисков всегда остается актуальной.

В процессе управления предприятием слишком просто забыть об актуализации проведенной оценки рисков до тех пор, пока что-то пойдет не так и не будет уже слишком поздно. Поэтому рекомендуется назначить дату для данной процедуры и обозначить ее в план-графике мероприятий как ежегодную.