Плохая логистика сдерживает развитие АПК в странах Центральной Азии

«Нур-Султан находится слишком далеко от других стран ЦА, но Шымкент расположен идеально для того, чтобы продемонстрировать, что эти страны могут успешно работать и торговать вместе. Сегодня Центральная Азия продолжает быть важным перекрестком, соединяя Восток и Запад. Где как не здесь, в Шымкенте, и в целом регионе Южного Казахстана. Туркестанская область соединяет две крупнейшие экономики в Центральной Азии: Казахстана и Узбекистана. Регион создает транзитный центр для товаров со всей Центральной и Южной Азии. Только посмотрите на торговлю между Узбекистаном и Казахстаном. С 2015-го по 2018 год экспорт из Узбекистана в Казахстан вырос более чем на 74%. Казахстанский экспорт в Узбекистан вырос более чем на 16%», – подчеркнул посол США в Казахстане Уильям Мозер.

Девятый Центрально-Азиатский торговый форум

Напомним, девятый Центрально-Азиатский торговый форум на этой неделе прошел в Шымкенте. Он организован при поддержке Агентства США по международному развитию USAID и акимата города. В форуме приняли участие более 500 человек: аграрии не только из стран Центральной Азии, помимо Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, были представители АПК, финансисты, экономисты, логистики из Афганистана, Беларуси, Бангладеш, Бахрейна, Объединенных Арабских Эмиратов, а также совместных компаний. В числе основных вопросов рассматривались инвестиционные и инновационные подходы в плодоовощном секторе.

Вице-министр торговли и интеграции РК Азамат Аскарулы отметил, что товарооборот между двумя странами в 2018 году достиг 3 млрд тенге. А в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business Казахстан занимает 28-ю строчку.

«Товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии за 2018 год вырос на 18,4% и составил 4,3 млрд долларов. Экспорт показывает ежегодный рост. Страны Центральной Азии и Казахстан экспортируют пшеницу, муку, семена подсолнечника. Мы можем стать крупнейшим производителем аграрной экспортной продукции. Необходимо создать торгово-распределительную систему, которая объединит производителей, торгово-логистические компании. Налаженная торгово-транспортная инфраструктура станет основой для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества между странами», – отметил вице-министр торговли и интеграции РК Азамат Аскарулы.

Логистика решает все

Организаторы признаются, что Шымкент был выбран для проведения форума неслучайно: третий мегаполис страны имеет выгодное геополитическое положение, и, как обещают местные власти, он все-таки станет крупным логистическим хабом для всего региона и стран ЦА. Через Шымкент проходит международный транспортный автобан Западная Европа – Западный Китай. В 2020 году планируется завершение строительства нового терминала аэропорта, который позволит увеличить пропускную способность воздушной гавани, а также удовлетворит растущий поток пассажиров. В районе аэропорта функционирует транспортно-логистический центр. Город связывает железнодорожным и авиасообщением Европу, Ближний Восток, Китай. Юго-Восточную Азию и страны СНГ.

«Акиматом города уделяется особое внимание созданию новых промышленных площадок на территории города. В Шымкенте успешно функционируют специальная экономическая зона и две индустриальные зоны. Также в следующем году планируются строительство и запуск третьей индустриальной зоны площадью более 300 га. В целях развития агрокомплекса будет введена новая агроиндустриальная зона «Шымкент» площадью 136 гектаров – с целью создания вокруг города-миллионника продовольственного пояса, где инвесторам будут предоставляться площадки со всей необходимой инфраструктурой для развития проектов по переработке сельскохозяйственной продукции», – сказал аким Шымкента Ерлан Айтаханов.

О сложностях логистики из стран ЦА говорил и замминистра сельского хозяйства Узбекистана Баходир Халиков. Он отметил, что для стран ЦА, не имеющих выходов к морским портам, комплексное решение вопросов в области международных перевозок, повышение их качества и сокращение сроков доставки имеют критическое значение. Слабое развитие транзитных систем в регионе, их низкая интеграция между собой отрицательно влияют на международную торговлю и сдерживают транзитный грузопоток. Чиновник предложил унифицировать административные процедуры на границах. В этой связи на форуме был рассмотрен вопрос создания экономического коридора Шымкент – Ташкент – Худжант.

«Транспортные издержки достигают 70-80% от стоимости экспорта продукции. Суммарные потери общерегионального ВВП в связи с транспортной изолированностью региона составляют около 20%. Важнейшим приоритетом должно стать повышение эффективного использования действующих и создание новых транспортных коридоров на основе существующих путей сообщения. А также совершенствование транспортной инфраструктуры, технологий перевозок с выходом на крупнейшие морские порты и мировые рынки. В данном плане на сегодня являются неотложными задачами дальнейшее упрощение и унификация административных процедур на границах, оснащение таможенных пунктов пропуска современным контрольным оборудованием. Важно обеспечить полноценное функционирование режима свободной торговли и расширение сотрудничества региона», – подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства Узбекистана Баходир Халиков.

Об увеличении производительности и в то же время возврате к органическим продуктам питания, о противоречивых тенденциях в аграрном секторе говорили участники форума. Ожидается, что в ближайшие несколько лет спрос на экопродукцию будет только увеличиваться, в то же самое время растущее население планеты не позволяет ограничиваться исключительно экологическим производством. Чтобы решить проблему голода и продовольственного кризиса в развивающихся странах, необходимы доступные, устойчивые и неприхотливые к погодным условиям сельскохозяйственные культуры.

«Одним из стратегических направлений развития Кыргызстана является создание конкурентоспособной экономики, которая ориентирована на применение инновационных экологически чистых природосберегающих технологий. Представителям нашей страны будет полезно узнать о производстве органической продукции в регионе. В Кыргызстане активно изучаются технологии производства органической продукции. Им надо получить информацию и делиться ею. Президентом Кыргызстана был подписан закон об органическом сельском хозяйстве. Очень важными являются вопросы инвестиций в плодоовощной сектор, возможности финансирования плодоовощных предприятий, привлечения иностранных инвестиций», – поделился заместитель министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Амангельды Исаев.

Много говорилось о преимуществах интенсивных в сравнении с экстенсивными плодовыми садами. Узбекские предприниматели поделились опытом успешного применения аквапоники и гидропоники, отметив, что это ощутимо увеличивает урожайность и снижает себестоимость продукции. Как известно, узбекские фрукты, ягоды и овощи всегда дешевле таких же, выращенных в Шымкенте или Туркестанской области. Аким мегаполиса, отвечая на вопрос журналистов об этой странности, заверил, что власти делают все, чтобы уравнять шансы местных и узбекских дехкан.

«Акимат Шымкента совместно с акиматом Туркестанской области на сегодня ставят задачу увеличить, особенно вокруг города, площади теплиц и интенсивных садов. К сожалению, вокруг города посевная площадь не такая большая – около 169 тысяч гектаров, но мы весь этот потенциал хотим использовать. И здесь мы в качестве партнера в решении этого вопроса обязательно видим нашего соседа – Туркестанскую область. Без совместной работы эту ситуацию выправить невозможно. И в результате этих комплексных мер мы обязательно исправим ценовую политику на плодоовощную продукцию, выращенную в нашем регионе. Кроме того, я хочу сказать, что у нас очень активный конкурентный сосед – Узбекистан, поэтому здесь будут задействованы все рыночные механизмы, и в результате здоровой конкуренции мы выправим ценовую политику», – пообещал аким Шымкента Ерлан Айтаханов.

Глубокая переработка сельхозпродукции должна быть в Шымкенте

В 2018 году в Туркестанской области было произведено сельскохозяйственной продукции на сумму более 4 млн долларов, лишь 30% из этого объема перерабатывается на месте. В основном на экспорт уходит сырье. Сейчас растут экспортные показатели региона со странами Евразийского экономического Союза, ЦА, Афганистаном, Пакистаном, Китаем, Ираном, Саудовской Аравией. На форуме презентовали проект новой агроиндустриальной зоны в Шымкенте. Пока эта зона существует только на бумаге, но, как заверяет председатель правления АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» Абилсейт Рабаев, она начнет функционировать уже в следующем году. Зона расположится, по предварительным расчетам, на 400 гектарах, инвестиции составят 300 млн долларов, а занятость превысит 2400 человек.

«В планах переработать в агроиндустриальной зоне более 600 тысяч тонн продукции. Из направлений мы видим переработку бахчевых, овощей и яблок фруктов. Она создаст все условия для инвесторов: бесплатное предоставление участков, обеспечение инженерной инфраструктурой – дороги, другие коммуникации. Мы специально выбрали месторасположение, чтобы обеспечить полный жизненный цикл логистики. Агроиндустриальная зона находится в пяти километрах от международной трассы Западная Европа – Западный Китай. Рядом – аэропорт Шымкента. Там реализуется строительство нового терминала с дальнейшей перспективой превращения нашего аэропорта в международный хаб. Рядом с агроиндустриальной зоной находится железнодорожная ветка. То есть зона обеспечена всеми видами логистики», – сообщил председатель правления АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» Абилсейт Рабаев.

Предполагается, что 60% произведенной здесь продукции пойдет на экспорт, а 40% обеспечит внутренний рынок. Производственно-транспортные затраты, по расчетам, составят 60 млрд тенге в год. Пользуясь случаем, на форуме пригласили к участию в проекте партнеров из Узбекистана и России. Инвесторам гарантируют ряд преференций и обслуживание в МФЦА, где работает английское право.

«Если вы непосредственно вкладываете свои средства, государство вам выдает субсидии на закуп основных средств в размере 25%. Также имеются натурные гранты – это предоставление площадей с необходимой инфраструктурой. Также имеются налоговые и таможенные преференции. Например, если говорить о проекте стоимостью свыше 13 млн долларов, то это освобождение от корпоративного подоходного налога на 10 лет, земельного налога – на 10 лет, налога на имущество – на восемь лет. Также освобождение от всех видов таможенных пошлин. Ожидаемый эффект от реализации, что валовой региональный продукт увеличится на 7%. Привлечение инвестиций составит более 300 млн долларов. И мы обеспечим в некоторой степени продовольственную независимость и ожидаем поступление налогов в размере более 4 млрд тенге, повышение производительности труда в два раза, увеличение экспорта на 15%.

https://inbusiness.kz/ru/news/plohaya-logistika-sderzhivaet-razvitie-apk-v-stranah-centralnoj-azii